В Радищевском музее открылась выставка традиционного японского искусства

29 декабря 2020

В зале представлено все разнообразие японского искусства с середины 17 до конца 19 века. Главное художественное направление того времени — укие-э.

Яркая, изысканная, экзотическая гравюра впоследствии стала источником вдохновения для многих российских и европейских мастеров. Она включает в себя элементы каллиграфии, часто дополняется поэтическими текстами. Часто на гравюрах изображали актеров театра Кабуки, работниц публичных домов и увесилительных заведений, а главное, гейш.

Наталья Федорова, ведущий библиотекарь научно-справочной библиотеки музея им. А.Н. Радищева: «Портреты женщин, исполненные художниками того времени, задавали тон моде на прически, на одежду. На выставке как раз представлены произведения художников, которые работали в жанре биндзин-го — портреты красавиц».

Японская гравюра укие-э была призвана изображать мир многообразных земных радостей и мимолетной, ускользающей жизни. Вечно волнующийся океан явлений природы, легкое порхание бабочки, кратковременное цветение сакуры и проходящая красота женщины — все эти «картины изменчивого мира» она воплотила в себе. Помимо гравюр на выставке также представлены изделия из эмали, фарфора и керамики.

Виктория Петрова, хранитель коллекции керамики и стекла музея им. А.Н. Радищева: «Конечно, когда они создавались, они могли использоваться как утилитарные предметы. Но тем не менее, нужно учитывать именно японский взгляд на жизнь. Для них вещь должна быть красива, должна привлекать внимание. То есть она должна украшать жизнь человека. Это, конечно, было обязательным моментом для росписи и создания таких вещей».

Гравюра укие-э, керамика и эмали страны восходящего солнца являются воплощением художественной традиции, предметом национальной гордости Японии. Они были и остаются интересными и притягательными для ценителей искусства.

Репортаж Екатерины Цопа

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: