гтрк баннер
Изображение
CteSO6ZnJ7o (1)

Андриевская Жанна Викторовна о современном российском обществе, философской школе сгу как об уникальном научном пространстве, о диалоге региональной власти с научным сообществом

Жанна Викторовна Андриевская – известный российский писатель и общественный деятель, ученый и создатель серии книг «Удивительная Русь».

Книги российского писателя пользуются широкой популярностью, они нашли отклик в сердцах многих россиян.

Имя Жанны Викторовны тесно связано и с российскими политиками, и это неслучайно. Во-первых, она является докторантом Саратовского Государственного Университета по специальности «Социальная и политическая философия», автором монографии «Россия в современном мире: геополитические вызовы и глобальные риски», а, во-вторых, как популяризатор науки и культуры она активно сотрудничает с известными российскими политиками, депутатами Государственной Думы и сенаторами Совета Федерации, губернаторами и общественными деятелями России, которые на сегодняшний день ратуют за сохранение традиций национальной культуры и поддерживают ее патриотический книжный проект.

Но для нашего эксклюзивного интервью мы выбрали тему российской науки и саратовской философской школы.

— Жанна Викторовна, над какой темой вы работаете как исследователь? И почему это важно сейчас для современного российского общества?

Андриевская Ж.В.: Моя тема посвящена анализу символических программ социального мышления в обществе риска. Как отмечал еще исследователь У. Бек, современное общество живет в состоянии риска, оно нестабильно и развивается нелинейно. В обществе такого типа важным является сохранение целостности и стабильности мышления человека. Мною вводится и разрабатывается понятие символической программы, которая способна обеспечить такую стабильность. В создании и поддержании символической программы мышления определяющую роль играет духовная культура общества.

Российское общество сейчас находится в состоянии геополитических вызовов, что создает риски для духовного мира человека, особенно – его сознания. Важно, привлекая различные ресурсы нашей многообразной культуры, обеспечить стабильность и безопасность внутреннего мира человека, а следовательно – и всего российского общества.

Так, например, саратовская философская школа представлена такими известными именами, как профессор кафедры теоретической и социальной философии, доктор философских наук В.Б. Устьянцев, декан философского факультета, доктор философских наук М.О. Орлов, доктор философских наук Е.В. Листвина, кандидат философских наук С.А. Данилов и др. В рамках школы исследуется проблема жизненного пространства в обществе риска, осуществляется разработка методов минимизации и управления рисками в современном мире.

Мы живем в динамичном и постоянно меняющемся мире, порождающем большое количество вопросов. И это не может не тревожить нас. Однако философия – это нахождение стратегических ответов, это то, с помощью чего возможен поиск смыслов, то, что позволяет совершить «прорыв к реальности», а значит в этом ее бесконечная актуальность.

— Ваша деятельность связана с наукой, образованием и просвещением. Почему Вы выбрали именно философское направление?

Андриевская Ж.В.: как уже было отмечено ранее в своей повседневной жизни человек хотя бы раз, но задавался вопросами мироздания, своего существования и т.д. Источниками подобных размышлений могут выступать совершенно различные вещи, среди которых внезапное осознание, личные переживания, анализ событий в обществе и т.д. Личность начинает свой путь к философии через свои собственные испытания, которые впоследствии формируют уникальный опыт. «Удивление» возникает через собственное «соприкосновение» с реальностью.

Для русского философа-экзистенциалиста Л.И. Шестова, «чтобы стать философом, необходимо внутренне безмерно встревожиться». То есть человек должен пробудить в своем сознании желание постичь невидимую сущность нашего бытия. Однако то невозможно без развития определенных навыков, к которым можно отнести самостоятельное мышление, способность сомневаться. Поэтому можно заниматься изучением философии, но не быть философом. Чтобы стать мыслителем необходимо совершить внутреннее усилие над собой. При этом недостаточно только личного переживания. Для продолжения пути познания возникает необходимость в философских понятиях, знании методов и подходов к осмыслению реальности.

Философия позволяет смотреть на вещи или проблемы с разных сторон, не ограничиваясь каким-то одним аспектом, что положительно влияет на способность ориентироваться в мире, находить решения, расширять свои возможности для творческой, профессиональной реализации. Это не может не привлекать. Можно сказать, что философия – это вызов самому себе. Данное направление позволяет развить в себе умение размышлять и слышать других, не побояться рискнуть и заглянуть в самого себя.

Философ М.К. Мамардашвили выделял, как он сам говорил, два регистра философии: «реальная философия» и «философия учений и систем». Первый – это элемент нашей жизни, который является философским, то есть осуществляется какой-то особый акт. Второй – совокупность специальных теоретических понятий и категорий, как профессиональная техника и деятельность, с помощью которых нам удается говорить об указанном элементе и развивать его и связанные с ним состояния, узнавая при этом и о том, как вообще устроен человеческий мир.

При этом он обращает внимание, что философствовать научить нельзя. Никто не сообщит готовую систему знаний. «Должно родиться движение души, которое есть поиск человеком ее же», говорит М.К. Мамардашвили. Нужно попытаться услышать этот голос и заданные вопросы.

По моему мнению, изучение философии в университете, а в частности на философском факультете Саратовского университета, это возможность овладеть методологией прислушивания к этому голосу собственной души. Знакомство с различными концепциями и подходами тревожит наше сознание, вызывает согласие или критику, в ходе которых человек учится мыслить. Действительно важно место и специалисты, которые показали, что значит заниматься философией. Философ-преподаватель – это тот, кто может помочь расслышать этот самый голос внутри себя. Поиск ответов – это собственный путь, однако навык владения таким инструментом как «философия» требует обучения и критического диалога не только в рамках книги, но и университетской среды.

Как человек связанный с просвещением и наукой, для меня крайне важно рассмотрение ценности философии для образования. Философия необходима для людей, она присутствует в нашем публичном пространстве. К. Ясперс, определял философию как «то, концентрирующее, благодаря чему человек становится самим собой, делаясь причастным действительности». Человек, несмотря на связь с природой, существо социально конструирующееся.

Основоположник феноменологического направления А. Щюц, исследуя структуру повседневного мышления, пишет, что любая интерпретация мира основана на предыдущем знакомстве с ним – нашем лично или передаваемом нам родителями и учителями. Педагог – тот, кто знакомит ребенка с миром, погружает в его смысловые конструкты, продвигаясь от простых к более сложным формам. Важно формирование такого специалиста, который не ограничен в своем мышлении каким-то одним аспектом, а способен оценивать вопрос или проблему во всей ее целостности. Обучение философии (как понимание механизмов функционирования мира, общества) крайне важно для человека, который учит и воспитывает молодежь. Такой педагог способен приобщить подрастающие поколение к традиционным ценностям и сохранить историческое наследие, сформировать личность, уверенно чувствующую себя и ориентирующуюся в обществе.

— Жанна Викторовна, а как Вы оцениваете потенциал русской философии в условиях современности?

Андриевская Ж.В.: Мне кажется, что интерес к данной теме в ближайшее время будет только возрастать. Современная Россия – это время более глубокого взгляда на наше отечественное наследие. Дестабилизация жизненного пространства современного человека, формирование новых рисков – результат как внешних влияний, так и непрочные ценностные установки личности. Изменения, происходящие в духовной и политической жизни, требуют осмысления и осознания, выработке особого подхода.

По моему мнению, механизмом для стабилизации и минимизации рисков может выступить русская идея, термин которой введен русским писателем и философом Ф.М. Достоевскими был связан с концепцией всеобщей нравственности. Современное российской общество нуждается в переосмыслении особенностей русской культуры, духовного состояния, значения отечественной истории и событий в ней, выработке дальнейшего собственного пути. В своих размышлениях к русской идеи обращаются С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский и многие другие отечественные мыслители.

Мне бы хотелось обратиться к двум мыслителям, которые наилучшим образом позволяют ответить на данный вопрос, один из которых уже сегодня звучал.

Первым таким философом является русский философ С.Л. Франк, при этом особо интересна его связь с саратовским краем. В 1917 году в Саратов переезжает Франк, становясь деканом историко-филологического факультета в Саратовском университете. Философ заботится о приливе новых интеллектуальных сил и прокладывает путь к процветанию университета. Связав свою жизнь с философией, Франк оказался перед соответствующим выбором, который состоял между двух философских систем. И в конечном итоге он его сделал, отказавшись от идеи переустройства мира, Франк обратился к проблеме человека. В своих размышлениях Франк обращается к русской идее. То, как он её понимает, мы можем усмотреть в его рассуждениях о смысле жизни, где Франк отмечает, что человеческая жизнь имеет смысл, если посвящена служению идеалам и ценностям. Но при этом этот путь невозможен без личной внутренней работы человека над самим собой. Так, Франк обращает внимание, что только через духовное усилие человека жизнь обретает смысл. Современное общество испытывает дефицит ценностных ориентиров, наличие псевдоценностей разрушает личность, а значит происходит потеря смысла своего существования, возникает ощущение отсутствия безопасности. Российское общество нуждается в формировании новых механизмов для выработки более устойчивых жизненных ориентиров.

Вторым мыслителем, о котором я уже сказала выше, является русский философ Н.А. Бердяев. Как и XIX век для Бердяева, так и для нас XXI век, век напряженных духовных и социальных исканий. Политические преобразования современной России ставят вопросы о ее дальнейшем пути, требует осмысления понятия народа, его исторического значения. Сейчас крайне важно нравственное воодушевление, которое даст дальнейшее развитие страны. Осмысляя самобытность русского народа, Бердяева проводит отличие морального сознания русского человека от западного, которое состоит в том, что первое более христианское. Русский народ всегда был способен к проявлению большой мужественности, русские искания носят не душевный, а духовных характер. Он также отмечает, что природа русского человека очень поляризированная: смирение, отречение, бунт, требующий справедливости. Задаваясь вопросом о значении России, ее месте, это не означает отрицание роли других народов. Каждая народная индивидуальность есть микрокосмос. В понимании Бердяева русская идея связана с братством людей и народов, утверждая тем самым принципы единства.

Каждого из этих мыслителей занимали вопросы будущего своей страны, духовного состояния человека. И в современную эпоху эти концепции становятся не менее значимыми для обсуждения. Самоопределение себя в эпоху перемен крайне важно для личности. Формирование целостности, где человек не оторван от другого, а образует уникальное единство со своей культурой, традициями и историей. Что значит мыслить себя русским человеком? Частью страны? Своей народности? Все эти вопросы, которые приобретают актуальность в современном российском обществе, указывают на начало определения нового пути России.

— Жанна Викторовна, и таким местом Вы выбрали философский факультет Саратовского университета. Не могли бы рассказать почему?

Андриевская Ж.В.: Особенность философского факультета Саратовского университета заключается в том, что специальности, сплотившиеся в его стенах, длительное время существовали в автономном режиме, и лишь затем оказались собраны в рамках одного структурного подразделения. Корни, роднящие философию с другими областями гуманитарного образования, простираются значительно дальше даты ее официального появления в СГУ – еще в 1917 г. в Саратовском университете была организована кафедра философии и психологии, которую возглавил выдающийся русский мыслитель С.Л. Франк. В июне 1917 г. он получает приглашение в Саратовский университет. Здесь он работает в течение 1917-18 гг., становится первым деканом историко-филологического факультета и заведующим кафедрой философии и психологии. С.Л. Франк разрабатывает учение о природе души человека, духовности и намечает постановку и задачи преподавания психологии как научной дисциплины.

Стоит отметить еще одну знаковую фигуру, повлиявшую на развитие философское образование в Саратовском университете – выдающийся исследователь Я.Ф. Аскин (1928-1997), ставший в 1968 г. заведующим кафедрой философии. Находясь на этом посту в течение 17 лет, он фактически создает свою философскую школу, которая становится известной и далеко за пределами Саратова. Подготовка кадров – важнейшая составляющая его деятельности. Непосредственно под его руководством было подготовлено и защищено 44 кандидатских диссертаций. Во многом этому способствовал организованный им первый диссертационный Совет по философским наукам в Поволжье, председателем которого он стал и руководил долгие годы. Память об Я.Ф. Аскине живет на факультете до сих пор – работают его ученики и коллеги, его труды задействованы в учебном процессе, в Саратовском университете проводятся научные Чтения, посвященные этому выдающемуся представителю отечественной философии.

В начале 90-х годов стремительно развивающаяся университетская инфраструктура потребовала изменений и в структуре кафедры философии, которая была разделена в 1990 г. на две кафедры: философии естественных факультетов и философии гуманитарных факультетов.

Кафедру философии гуманитарных факультетов возглавляли доктор философских наук, профессор В.Б. Устьянцев (1990—1995), доктор философских наук, профессор С.Ф. Мартынович (1995—2000). С 2001 г. после образования кафедры теоретической и социальной философии ее бессменным лидером был доктор философских наук, профессор В.Б. Устьянцев.

В.Б. Устьянцев оказал определяющую роль в развития философского образования, благодаря которому в 1992 году появился набор на специальность «философия». В.Б. Устьянцев удостоен за свою научную и педагогическую деятельность в 2008 году почетного звания «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Философский факультет был образован 28 апреля 2000 г. на базе кафедры теоретической и социальной философии, кафедры философии культуры и культурологии и кафедры философии и методологии науки. Первым деканом факультета стал профессор, доктор философских наук Б.И. Мокин.

В 2001 году на базе кафедры философии гуманитарных факультетов были созданы кафедра теоретической и социальной философии, которую возглавил доктор философских наук, профессор В.Б. Устьянцев.

Прошли годы, многое изменилось с того времени в нашей стране, в самом университете. В настоящее время философских факультетов в России осталось крайне мало, однако философский факультет Саратовского университета каждый год встречает студентов и аспирантов, готовых открывать мир для себя посредством философии.

Аспиранты и соискатели могут не только приобрести набор навыков в процессе обучения, написать диссертацию и получить рекомендации профессионального специалиста, но и успешно защититься, сказав свое слово в научном сообществе. Этому способствует диссертационный совет, возглавляемый доктором философских наук, профессором кафедры теоретической и социальной философии, по философским наукам Д 24.2.392.04, который работает по двум специальностям: 5.7.1. – Онтология и теория познания, 5.7.2. – История философия, 5.7.7. – Социальная и политическая философия.

Выпускники кафедры— это профессионально подготовленные специалисты для работы в местных и региональных органах управления; разработки программ регионального культурного развития на основе системного подхода, методов планирования, проектирования и программирования во всем диапазоне: от концепции до механизмов практической реализации.

Также следует сказать, что здесь работают профессиональные исследователи, проводятся конференции и форумы, издается научная литература. Достижения философской школы СГУ известны далеко за пределами Саратовского региона.

На кафедре теоретической и социальной философии преподаватели активно реализуют исследовательские проекты, а также развивают несколько направлений исследований, среди которых «Современная социальная философия. Жизненное пространство общества и человека. Общество риска: альтернативные стили мышления»; «Постметафизическая онтология и история философии»; «Цифровое общество и техноэтика». Сотрудники выполняют также различные общественные поручения, осуществляют научно-организационную и научно-практическую, экспертную работу, сотрудничают с ведущими вузами России, среди которых Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и т.д.

В течение учебного года проводится работа двух методологических семинаров, в которых принимают активное участие студенты, аспиранты и преподаватели кафедры теоретической и социальной философии. Ежегодно проводится всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых по гуманитарным и социальным наукам, в ходе которой молодые исследователи могут апробировать материалы своих разработок. На базе кафедры теоретической и социальной философии существует учебно-научная лаборатория «Цифровые исследования философии риска (ЦИФРА)». Основными целями деятельности лаборатории является обеспечение условий для приобретения обучающимися по направлению подготовки «Философия» (бакалавриат, магистратура) профессиональных компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательского, педагогического и организационно-управленческого видов деятельности.

Философский факультет Саратовского университета – научное пространство, которое воплощает в себе несколько важных моментов для успешного знакомства с философией. Во-первых, возможность приобрести действительные навыки для профессионального исследования той или иной темы. Во-вторых, широкий диапазон научных интересов преподавателей, который позволяет разрабатывать различные актуальные философские проблемы. А в-третьих, открытость к диалогу, в котором можно реализовать свои творческие способности.

— Жанна Викторовна как оцениваете диалог власти и научного философского сообщества в нашем регионе?

Андриевская Ж.В.: Хочу отметить, что губернатором области Р.В. Бусаргиным выстроена и поддерживается эффективная, системная работа по взаимодействию с научным сообществом региона. Представители философского факультета активно участвуют в работе экспертных групп, консультативно-совещательных органов министерств и ведомств области. Хочу отметить, что научное сообщество философского факультета поддерживает системную работу по обеспечению гармонизации национальных отношений и укреплению национальной идентичности, которая проводится Губернатором Саратовской области.

Убеждена, что интеллектуальный потенциал саратовской философской школы востребован в контексте политики, проводимой Губернатором Саратовской области Р.В. Бусаргиным, и направленной на поддержку этнокультурной самобытности многонационального Саратовского региона, укрепление традиций национальных культур. Необходимо сохранить единство наших народов, и увидеть философским научным взглядом порой невидимые социальные риски.

Источник и фото: СГУ, философский факультет.

Читайте также Еще от автора

Место для размещения информации от партнеров